oldfisher_mk (oldfisher_mk) wrote,
oldfisher_mk
oldfisher_mk

Categories:

Песни и пляски Смерти. Акт I.

Originally posted by susel2 at Песни и пляски Смерти. Акт I.

Нельзя ставить на сцене заряженное ружье,
если никто не имеет в виду выстрелить из него.
(Из письма А.П.Чехова
к А.Лазареву-Грузинскому,  1889 г.)


Бывает такое: смотришь какой-нибудь фильм не с первой серии, или открываешь книгу на середине и начинаешь читать... Вроде, все понятно, интрига просматривается четко, характеры героев вполне определены, а чего-то не хватает. Недостает перспективы, глубины понимания ситуации, логики развития. Примерно такое же чувство было и у меня, когда я пыталась разобраться в драме, разыгравшейся 15 — 16 декабря 2009 года. Слово «драма» в этом случае уместно не только потому, что речь идет о кончине совсем нестарого еще человека, а и потому, что действо, сопутствовавшее этой кончине, иначе как драматическим — в самом прямом смысле этого слова – назвать нельзя. Это — театрализованная постановка с  четким сценарием, с расписанными ролями, с декорациями и бутафорией.

Однако, смотрели мы на это действо не с начала. У пьесы, завершившейся в 2009 году своим Вторым Актом, был еще и Акт Первый. И был он сыгран, почти как в сказке, на три года раньше, чуть ли не день в день. Как известно, Е.Гайдар внезапно скончался 16 декабря 2009 года. А вот за три года до этого, 10 декабря 2006 года, он выступил с заявлением о том, что его пытались отравить. Этим самым заявлением и закончился Первый Акт драмы. Посмотрим же на то, как он начинался и развивался. Это, я вам скажу, удивительный триллер, с массой неожиданных поворотов и интереснейших сюжетных линий.

Собственно, драма разыгрывалась в декорациях, оставшихся от предыдущего спектакля. Если уж говорить о «заряженном ружье», то оно появляется в этой пьесе с самого начала и остается в ней до самого конца. Роль заряженного ружья исполняет внезапная смерть человека. 23 ноября 2006 года в Лондоне умирает Александр Литвиненко, в своем предсмертном заявлении возложивший ответственность за свою гибель на российские спецслужбы и Путина. Это - финал одной человеческой трагедии.


На следующий день, как бы в точности следуя безжалостным требованиям театрального искусства, следует трагикомическая интерлюдия. В пятницу 24 ноября 2006 года прилетевшему на конференцию в Ирландию Е.Гайдару становится дурно во время презентации книги «Гибель империи». Он покидает зал и теряет сознание в коридоре гостиницы. «Скорая помощь» доставляет его в местную больницу, где он довольно быстро приходит в себя. На утро  по его просьбе, его немедленно выписывают (поскольку «угрозы для жизни пациента не было»).  Е.Гайдар тут же направляется в российское посольство в Ирландии, и оттуда ближайшим рейсом возвращается в Москву. В беседе с послом Ирландии в России (очевидно, уже в Москве), заботливо справляющемся о его самочувствии, Гайдар, по словам посла, «не выражает никаких подозрений или озабоченности». Очевидно, этот эпизод не вызывал никаких подозрений или озабоченностей ни у тех, кто хорошо знал Егора Тимуровича, ни у тех, кто узнал его недавно. Советник российского посольства в Ирландии А.Недосекин посчитал необходимым заметить, что врачами «рассматривалась версия о гипертоническом кризе,но его причины не уточнялись». Очевидно, «уточнение причин» могло привести к еще бОльшей публичной неловкости...

Словом, эпизод этот  не содержал в себе ничего особенно сенсационного. Кроме двух незаметных, на первый взгляд, обстоятельств – того, что произошел он публично, и того, что благодаря совпадению времени и места создал богатейшие возможности для применения недюжинного творческого воображения. Гайдару стало плохо на следующий день после смерти Литвиненко, и случилось это в Ирландии (а если смотреть из Москвы, то можно сказать, что и чуть ли не в Англии ).

Тут, мне кажется, имеет смысл вспомнить такое интересное понятие: copycat crime,то есть, подражание ранее совершенному преступлению. Обычно такие вещи проделываются людьми психически неуравновешенными, не вполне отвечающими за свои поступки. В  истории с «отравлением Гайдара», однако, первичное преступление, т. е. реальное отравление Литвиненко, дало толчок не импульсивному действию какого-нибудь психопата, а тщательной разработке сценария драмы, которую ее авторы решили представить в идеальных, как им, очевидно, показалось, чуть ли не самой судьбой им посланных, декорациях. Главное действие развернулось когда, казалось бы, инцидент был уже исчерпан.

Вернувшись в Москву в воскресенье 26 ноября, Гайдар появляется на следующий день у себя в институте и как ни в чем не бывало приступает к своей обычной деятельности. Однако, днем к нему приезжает его лучший друг Анатолий Чубайс, и в результате длившегося несколько часов разговора ЕГ оказывается госпитализированным в больницу, название и местонахождение которой подчеркнуто не разглашается. Перемещение тела Гайдара в больницу оказалось столь скоропостижным и секретным, что осталось незамеченным даже сотрудниками собственного института.

Очевидно, не вовлеченный в творческий процесс с участием А.Чубайса пресс-секретарь Гайдара В.Натаров, даже еще и в среду  29 ноября призывает прессу не раздувать из непонятного для него действа «очередную сенсацию с радиоактивными изотопами». В своем интервью он открыто говорит, что 27 ноября Гайдару чувствовал себя нормально, и что причины для резкого ухудшения самочувствия врачи установить «не смогли». После этого комментария В.Натаров незаметно отодвигается на второй план в освещении происходящего. Его сообщения малоинформативны и второстепенны. У события, получившего к этому моменту название «Отравление Е.Гайдара в Ирландии» появляется новый пресс-секретарь – Маша Гайдар. Вся эксклюзивная и действительно важная информация идет через нее.

Кстати, о Маше. Поскольку в разыгрывающейся драме ей была отведена одна из центральных ролей, ее поведение в те дни, когда ее отец «был на волоске», весьма и весьма небезынтересно. Проследить за этой сюжетной линией нетрудно благодаря ее собственному блогу. Итак, 23 ноября Маша Гайдар и Илья Яшин проводят свою нашумевшую акцию «висения под мостом» с лозугом «Верните народу выборы, гады!». Посты за это число, разумеется, посвящены именно этому событию, а также тому, что в УВД плохо работает Интернет, и Маше не удалось размещать информацию в свой блог непосредственно оттуда. Это, разумеется, серьезная претензия, но сейчас не об этом. Затем в записях — перерыв на три дня, но и следующие записи, от 27 ноября, также целиком посвящены обсуждению акции, размещению фотографий, получению поздравлений и тому подобным приятным вещам. Маша совершенно спокойна и чрезвычайно довольна собой, никакой озабоченности состоянием здоровья отца,  никаких упоминаний о том, что он буквально пару дней назад был «между жизнью и смертью» в записях нет.

Внезапная болезнь Е.Гайдара (начавшаяся, как мы помним, 24 ноября) впервые упоминается в блоге его дочери не ею, а комментаторами, причем только 29 ноября. Интересно, что только что регулярно отвечавшая на поздравления Маша внезапно замолкает, ответов на эти комментарии не следует. А вот уже последующие записи делаются с расчетом на цитирование прессой (собственно, так и отмечается: «для прессы», «можно цитировать»). И вот в мгновение ока Мария Гайдар  становится главным (чуть ли не монопольным) источником информации о состоянии здоровья отца, т.е. пресс-секретарем данного события. Вот, например, здесь она на удивление бодро, если вспомнить, о чем идет речь, докладывает (иначе не назовешь) обстановку журналистам, периодически поднимая глаза кверху или отводя их вбок с характерной мимикой человека, вспоминающего заученный текст. К слову сказать, похожая роль вернется к ней и три года спустя – когда надо будет «пресс-сопровождать» уже не болезнь, а смерть Гайдара. Судя по всему, Маша успешно прошла кастинг и вошла в основной состав разыгрывавшейся драмы. Возможно, это произошло с подачи и одобрения самого ЕГ, т. к. он и сам отнюдь не ограничился пассивной ролью Дон-Кихота в одноименном балете, а действовал вполне решительно.

Возвращаясь к основному сюжету, отметим, что именно с этого момента на сцене появляется весь основной состав исполнителей, и он в точности совпадает с тем, что мы уже видели во Втором Акте (смерть). Разница лишь в том, что, в отличие от избитой цитаты из Маркса, в данном случае история, похоже, была разыграна сначала как фарс, а уж потом — как трагедия. Основными действующими лицами (и исполнителями) оказываются все те же А.Чубайс, Л.Гозман, Маша Гайдар, да и сам Егор Тимурович (в Акте I еще живой, а в Акте II – уже нет). Причем, похоже, что ролевые функции у наших героев если и не те же самые, то очень похожие, а главными сценаристами и режиссерами в обоих случаях выступают А.Чубайс и Л.Гозман.

В понедельник 27 ноября, сразу после разговора с Гайдаром, А.Чубайс диктует интервью газете Financial Times, которое появится 28 ноября и в котором сформулирована каноническая версия умышленного отравления. Важнейшая идея в интервью Чубайса - решительное отрицание возможной причастности к этому отравлению российских спецслужб. В последующие дни FT публикует подряд еще три материала на ту же тему, в каждом из которых эта гипотеза раскрашивается дополнительными оттенками, хотя каких-либо новых фактов в ее подтверждение нет, да и первоначальные утверждения Чубайса начинают выглядеть все более нелепо. Тем не менее, вполне предсказуемо, что уже первая статья в FT произвела эффект разорвавшейся бомбы, и отравление Гайдара немедленно попало в центр внимания общественности как зарубежом, так и в России.

Следующий день, 29 ноября, становится кульминацией стремительно развивающегося сюжета. В бой вступают орудия главного калибра. В этот день, сопровождая В.Путина во время церемонии пуска второй очереди Северо-Западной ТЭЦ, А.Чубайс, по словам очевидцев, достал свой мобильный телефон и попросил президента России позвонить  Е.Гайдару и пожелать ему скорейшего выздоровления. Путин посмотрел на Чубайса пристально, но позвонил (в блоге Маши Гайдар есть по этому поводу запись «для прессы»).

В тот же день Л.Гозман от лица руководства СПС в самых решительных выражениях заявил, что соратники Гайдара начинают собственное расследование происшедшего: «Мы используем все свои возможности, формальные, неформальные и финансовые, чтобы понять, что произошло с одним из величайших политиков наших дней». От этого заявления так и пышет праведным гневом: оно предельно эмоционально и экспрессивно. А Чубайс, видимо, расставшись с В.Путиным, развил свою версию, ранее изложенную им FT и возложил ответственность за покушение на «сторонников неконституционных силовых вариантов смены власти в России».

Наконец, вечером того же дня к действию подключился и главный персонаж. Причем сделал это так, чтобы ни у кого не оставить сомнений в том, кого надо считать — используя шекспировский слог — Первым Убийцей. Имя Борисо Березовского было напрямую названо в письме, направленном Гайдаром Дж.Соросу. Письмо это — прямо скажем, шедевр. Не буду его цитировать, это надо читать! Это письмо расставляет все точки над «й», и дальше сюжет развивается уже в русле детективной традиции не самого высокого пошиба.

Маша Гайдар теперь пишет о «неизвестных медицине ядах», затем упорно заявляет, что никому и никогда не расскажет, в какой больнице находится отец, т. к. враги «могут повторить попытку». Сам ЕГ все более бодро дает многочисленные интервью, и, в конце концов, публикует собственную литературно обработанную версию происшедшего в «Ведомостях» (От себя: Понимаю, что выжил чудом) и вFinancial Times, Маша старательно воспроизводит это у себя в блоге. Верный себе, ЕГ пишет красочно, не заморачиваясь противоречиями в деталях: главное — донести до читателя основную мысль: «за произошедшим стоит кто-то из явных или скрытых противников российских властей, из тех, кто заинтересован в дальнейшем радикальном ухудшении отношений России с Западом». Остальное — неважно.

Как известно, ни Дж.Сорос, ни «Запад», о хороших отношениях которого с Россией так пеклись Гайдар и его соратники, не отреагировали на провокационное письмо Гайдара. История (благодаря Викиликс) сохранила лишь телеграмму посла США в Москве, аккуратно перечисляющую все версии «отравления» со всеми  их нелепостями и противоречиями. История с отравлением постепенно откочевала с первых страниц СМИ на вторые и последние, а потом и заглохла совершенно. Акт I закончился не громовым разоблачением Первого (а также и Второго и т. д. Убийц), а невнятными пожеланиями правоохранительным органам «найти и наказать виновных». Сценарий оказался недовоплощен.

Разумеется, возникает вопрос, а ради чего вообще затевался весь этот сложный спектакль с детективным уклоном? Чего хотели добиться? И чего ожидали устроители? Ответ на этот вопрос, очевидно, частично заключается в имени того, кто был избран и назначен на роль Главного Злодея. К этому моменту Б.Березовский оставался последним из крупных противников Путина, деятельность которого так и не удалось эффективно купировать. Обвинение в покушении на Гайдара (а также — по ассоциации — в убийстве Политковской и Литвиненко) позволяло бы серьезно скомпрометировать Березовского. За такие заслуги (как-никак голова главного врага на блюде!) владыки, бывало, не жалели милостей для тех, кто им доставлял подобные подношения. Уж не рассчитывали ли Гайдар с Чубайсом вернуться с этим блюдом прямехонько во власть?


Но у этой истории есть и еще один оттенок. Не знаю, возник ли он спонтанно, по ходу дела или был с самого начала предусмотрен авторами сценария. Как ни крути, драма уже и начиналась в декорациях, где на стене висело заряженное ружье. Бывает, что ружье стреляет и через три года. И потому невозможно отделаться от ощущения резкого, разительного, необъяснимого контраста.
После так называемого «отравления» Гайдара в Ирландии его соратники и друзья громогласно требовали расследования, искали виновных, били в колокола, привлекали к этому событию внимание всего мира.
Три года спустя, когда Гайдар действительно умер, причем неожиданно для большинства людей, включая и его родных, те же самые ближайшие друзья и соратники не стали требовать ни анализов, ни расследований, не стали бить в колокола – они лишь поторопились кремировать тело.

И — тишина.
Гробовая.


Tags: бляди, власть, смерть плохиша
Subscribe

  • Пиздобол

    Одно из самых высших должностных лиц Русского Мира, бывший его Президент и многолетний Премьер-министр сделал любопытное заявление…

  • Олигарх-извращенец

    Из столицы Русского Мира сообщают https://www.kommersant.ru/doc/4674052 " Как стало известно “Ъ”, Басманный райсуд Москвы перевел…

  • Дворцу Путина нашли хозяина

    Продолжается бешенная раскрутка Навального как преемника Путина... Сначала инсценировали его отравление, типа ФСБ его пыталась убить Новичком, но как…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Пиздобол

    Одно из самых высших должностных лиц Русского Мира, бывший его Президент и многолетний Премьер-министр сделал любопытное заявление…

  • Олигарх-извращенец

    Из столицы Русского Мира сообщают https://www.kommersant.ru/doc/4674052 " Как стало известно “Ъ”, Басманный райсуд Москвы перевел…

  • Дворцу Путина нашли хозяина

    Продолжается бешенная раскрутка Навального как преемника Путина... Сначала инсценировали его отравление, типа ФСБ его пыталась убить Новичком, но как…